Будущее. Луна. Контракт сотрудника корпорации Lunar Industries Сэма Белла (Сэм Роквелл) подходит к концу. Прожив три долгих года в полной изоляции на спутнике Земли (единственный собеседник – бортовой компьютер Герти), он с радостью отсчитывает последние дни своего пребывания на станции. Дома его ждут жена Тесс и маленькая дочь Ева. Во время объезда лунной территории Сэм попадает в аварию и теряет сознание. Очнувшись на станции, но, не помня, как именно ему удалось до неё добраться, он благодарит Герти за оказанную помощь. Несмотря на логичное объяснение случившегося, предложенное компьютером, Белл решает вернуться на место инцидента. Увиденное ставит под сомнение не только психологическое состояние Сэма, но и смысл всей его деятельности. А возможно и жизни.
Дебютант Дункан Джонс поставил перед собой сложную, по-хорошему амбициозную задачу: снять драму о человеке в антураже космической станции и прочих атрибутов неблизкого будущего. Его «Луна» недвусмысленно (де-факто и де-юре) отсылает к лучших образцам этого почти уникального поджанра – «Космической одиссеи» Кубрика и «Солярису» Тарковского. Научно-фантастический контекст благоволит к историям попроще: перестрелки, лазерные бластеры, путешествия сквозь Вселенную, приключения, любовь, гонки на космических кораблях. Для Джонса же значимы лишь ряд сюжетных допущений, напрямую связанных с годом действия и техническим прогрессом. Всё остальное – стопроцентный реализм: живые реакции, живые эмоции, вечные вопросы, не имеющие срока годности.
Джонс не спорит и не дискутирует со своими предшественниками. Он просто с убедительной наглостью ступает туда, куда казалось бы вход заказан. «Луна» – это прежде всего дерзкий замысел, и только потом подобающая идеи реализация. Желание и своеобразный вызов (прежде всего самому себе) вызывают уважение безотносительно к конечному результату. Впрочем, в данном случае результат не требует долгих размышлений о качестве проделанной работы, а красноречиво свидетельствует и констатирует: у автора получилось.
Зачастую дебютантам не хватает чувства меры. В свой первый выход в народ они пытаются вложить все умения, знания, навыки. 38–летний Джонс сработал, как видавший виды марафонец, распределив собственные силы на всю 97–минутную дистанцию. «Луна» на удивление лаконичное высказывание по ряду совсем не простых вопросов. Режиссёрское чутье позволило Дункану расставить точки именно там, где это необходимо. Обошлось без спасительных для многих многоточий.
Когда твоего папу зовут Дэвид Боуи, это трагедия для любого ребёнка. Сравнения неизбежны, а штамп «сын» уготован по факту рождения. После «Луны» становится очевидно, что Джонс, несмотря на подобное родство, никому не сват и не брат, а, в первую очередь, режиссёр одного из лучших кинодебютов последних лет. А папа… папе остаётся только гордиться.